Вы сейчас просматриваете 1. Уголовный процесс. Доследственная проверка

Квалифицированная юридическая помощь по гражданским и уголовным делам – Филиал “ДИКЕ” Ростовской областной коллегии адвокатов им. Д.П.Баранова.
Задавайте вопросы вопросы в форме обратной связи или на электронную почту, в комментариях на страницах сайта и канала YouTube https://www.youtube.com/user/Manatskov75. в существующих мессенджерах, а также чатах социальных сетей Instagram, Facebook, ВКонтакте, Twitter
Тел.: +7-928-142-82-77 или 8 (863) 226-29-67, адрес: Ростов-на-Дону, пер. Братский, 11, оф. 48 (1 этаж)

В предыдущей публикации я говорил об условности выделения стадии производства по уголовному делу. Уголовного дела еще нет и неизвестно будет ли оно возбуждено. При этом уголовное судопроизводство в наличии и регламентировано статьями 140-145 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации. Такое вот, казалось бы, противоречие.

Однако, никакого конфликта нет. Для возбуждения уголовного дела нужны определенные формальности. Следователь или дознаватель не могут взять и возбудить дело по своему желанию или по чьей-то просьбе. Относительно желания следователя, нечего и обсуждать. Не так уж он процессуально самостоятелен, как утверждают некоторые. Следователь всегда будет действовать в соответствии с распоряжением руководителя следственного органа. Согласен, что исполнение зачастую хромает, но давайте же разбираться, как начинается история, которая потом превратится в тома уголовного дела и, зачастую, в приговор.

Повод и основание для возбуждения уголовного дела

Для возбуждения уголовного дела требуются повод и основание.

Основание для возбуждения уголовного дела – это информация о наличии состава преступления в деянии установленного или неустановленного лица. Понятно, что это Уголовный кодекс, поэтому останавливаться на составе преступления сегодня не будем.

Повод для возбуждения дела – это информация о преступлении в форме, определенной законом. До возбуждения дела эта информация именуется сообщение о преступлении и может быть зафиксирована только в следующей форме:

1. Заявление о преступлении (статья 141 УПК) – обращение гражданина в компетентные органы по факту совершения в отношении него преступления. Заявление может подать как сам потерпевший, так и его представитель.

2. Явка с повинной (статья 142 УПК) – добровольное сообщение лица, в котором он изобличает себя в совершении того или иного преступления.

3. Рапорт сотрудника правоохранительных органов об обнаружении признаков преступления в сообщении, полученном из иных источников (статья 143 УПК). Такими источниками могут быть результаты оперативно-розыскной деятельности, обращение органов государственной власти по факту выявленных правонарушений, сообщения СМИ и другие.

4. Постановление прокурора о направлении материалов в орган предварительного расследования для решения вопроса об уголовном преследовании (п.4 ч.1 ст. 140 УПК). Следует понимать, что прокуратура не относится к следственным органам и не занимается расследованием преступлений. Это надзорный орган, который сам не ведет уголовных дел. Если в прокуратуру поступает заявление о преступлении, то заявление направляется в следственный орган по подследственности. Постановление оформляется лишь в случае, если прокурор выявил возможное преступление в результате надзорной деятельности.

Регистрация сообщения о преступлении.

Сообщение о преступлении независимо от формы исполнения (заявление, явка, рапорт или постановление прокурора) должно быть зарегистрировано в Книге учета (регистрации) сообщений о преступлениях, присвоен номер КУСП (КРСП). Такие книги имеются во всех правоохранительных и следственных органах.

В настоящее время в России следственные подразделения и соответственно следователи имеются в трех ведомствах:

1. Следственный комитет РФ;

2. Министерства внутренних дел РФ;

3. Федеральная служба безопасности РФ.

Согласно закону, к органам дознания относятся:

1. Органы внутренних дел Российской Федерации и входящие в их состав территориальные, в том числе линейные, управления (отделы, отделения, пункты) полиции (МВД).

2. Оперативные подразделения органов внутренних дел Российской Федерации, органов федеральной службы безопасности, федерального органа исполнительной власти в области государственной охраны, таможенных органов Российской Федерации, службы внешней разведки Российской Федерации, федеральной службы исполнения наказаний.

3. Органы Федеральной службы судебных приставов;

4. Начальники органов военной полиции Вооруженных Сил Российской Федерации, командиры воинских частей, соединений, начальники военных учреждений и гарнизонов;

5. Органы государственного пожарного надзора федеральной противопожарной службы.

Порядок принятия сообщений о преступлениях регламентируется не только Уголовно-процессуальным кодексом, но и ведомственными инструкциями:

– Приказ МВД от 29.08.2014г. № 736;

– Приказ Следственного комитета от 11.10. 2012г. № 72;

– Приказ ФСБ от 16.05.2006г. № 205;

– Приказ Генеральной прокуратуры от 27.12.2007г. № 212.

После регистрации сообщение о преступлении направляется тому, кто будет проводить проверку – дознавателю или следователю. Выбор должностного лица зависит от конкретного содержания сообщения, установленных законом правил подследственности.

Следователь или дознаватель принимает сообщение и с этого момента фактически начинается доследственная проверка, то есть проверка сообщения о преступлении, в ходе которой устанавливается наличие или отсутствие оснований для возбуждения уголовного дела.

Срок доследственной проверки.

Законом установлен срок проведения доследственной проверки – это 3 суток с момента регистрации сообщения о преступления. При необходимости руководитель следственного отдела по ходатайству следователя или прокурор по ходатайству дознавателя вправе продлить данный срок до 10 суток. В случае необходимости проведения экспертиз, ревизий, каких-либо документальных проверок срок доследственной проверки может быть продлен до 30 суток.

Казалось бы, законом установлен предельный срок проведения доследственной проверки и по истечении 30 суток следователь или дознаватель не смогут возбудить уголовное дело. На самом деле это не так. Уголовное дело может быть возбуждено в пределах срока давности привлечения к уголовной ответственности. Срок давности зависит от категории тяжести преступления и составляет от двух лет для преступлений небольшой тяжести до пятнадцати лет для особо тяжких преступлений. При этом необходимо знать, что срок давности, как и любой другой процессуальный срок исчисляется в соответствии с установленными правилами. Например, течение срока давности приостанавливается в случае, если лицо, совершившее преступление, уклоняется от следствия. Поэтому, не нужно рассчитывать, что можно избежать наказания просто пересидев какое-то время в неизвестном правоохранителям месте.

В пределах срока давности возбудить уголовное дело очень просто. Сроки истекшие с даты регистрации сообщения о преступлении фактически не имеют значения. По истечении срока доследственной проверки, следователь или дознаватель выносят постановление об отказе в возбуждении уголовного дела. Руководитель следственного органа и прокурор утверждают такое решение, но спустя какое-то время их система ценностей меняется или на их место приходят иные люди или случается другое событие, имеющее значение. В результате постановление следователя об отказе в возбуждении уголовного дела отменяется как необоснованное и преждевременное. Материал направляется на дополнительную проверку, а срок новой доследственной проверки начинает течь заново. Так может продолжаться очень долго и в итоге окончиться возбуждением уголовного дела. Причем, нужно иметь в виду, что используемое мной выражение «спустя какое-то время» довольно абстрактно – это может случиться как день в день, так и по истечении нескольких лет, так сказать по необходимости. Пытливые умы могут пофантазировать на предмет оказания давления, например, на бизнес и возможной продолжительности такого влияния.

Мероприятия в ходе доследственной проверки.

Согласно статьи 144 УПК РФ при проверке сообщения о преступлении дознаватель, орган дознания, следователь, руководитель следственного органа вправе:

получать объяснения – сотрудники правоохранительных органов вызывают и опрашивают потерпевшего, причастных к преступлению лиц и очевидцев произошедшего;

получать образцы для сравнительного исследования, например, образцы почерка, голоса, биологических материалов;

истребовать документы и предметы, изымать их в порядке, установленном настоящим Кодексом,

назначать судебную экспертизу, принимать участие в ее производстве и получать заключение эксперта в разумный срок,

производить осмотр места происшествия, документов, предметов, трупов,

производить освидетельствование на предмет наличия телесных повреждений, состояния опьянения и другие;

требовать производства документальных проверок, ревизий, исследований документов, предметов, трупов, привлекать к участию в этих действиях специалистов,

давать органу дознания обязательное для исполнения письменное поручение о проведении оперативно-розыскных мероприятий.

Как видно, в рамках доследственной проверки разрешено проводить достаточно широкий перечень действий, но это не следственные действия. Полученные в рамках доследственной проверки сведения нужно дополнительно легализовать, при необходимости признать доказательствами и приобщить к возбужденному впоследствии уголовному делу. С этим у правоохранителей зачастую возникают сложности, о которых я расскажу в следующих видео.

Некоторые процессуальные документы, полученные в рамках доследственной проверки нужно переделывать заново – например, опросы, полученные до возбуждения уголовного дела, не могут быть признаны доказательствами и заменять собой допросы.

Необходимо отметить, что механизм проверки сообщения о преступлении зачастую недобросовестно используется в коммерческих отношениях. Различные хозяйствующие субъекты регулярно «постукивают» друг на друга в компетентные органы. Ведь сообщение о преступлении подлежит обязательной проверке. Не исполняет контрагент договор – можно написать на него заявление о мошенничестве. Его обязательно пригласят на беседу в полицию, иначе прокурор отменит постановление об отказе в возбуждении дела. Соответственно, трата времени, да и сам факт вызова в полицию малоприятен. Главное самому не угодить под ответственность о ложном доносе (ч.2 148 УПК), что при наличии неисполнения договорных отношений маловероятно.

Нельзя исключать и коррупционную составляющую при таких проверках. За определенные преференции можно надавить на проверяемого (на вас тут заявление поступило, можем договориться…) или, напротив, принципиально расценить выявленные нарушения. А, как известно, докопаться можно и до столба.

Результат рассмотрения сообщения о преступлении.

Результатом рассмотрения сообщения о преступлении могут быть решения следователя или дознавателя, оформляемые в виде постановлений:

1. Постановление о возбуждении уголовного дела по факту совершения преступления или в отношении конкретного лица, если сведения о подозреваемом известны. Понятно, что с этого момента начинается новая стадия уголовного судопроизводства – расследование дела.

2. Постановление об отказе в возбуждении уголовного дела, как правило, в связи с отсутствием события преступления или состава преступления.

3. Постановление о передаче материала проверки по подследственности, возможно направление дела по территориальному признаку или подведомственности. Вспомним классический вариант – труп лежит на границе районов и правоохранители долго пересылают друг другу материал с «глухарем».

О любом принятом решении сообщается прокурору, который может не согласиться и отменить вынесенное постановление. По понятным причинам значительно чаще отменяются постановления об отказе в возбуждении уголовного дела. Ранее я рассказывал, что продолжаться это может достаточно долго, иногда годами. В таком случае, можно говорить о длящейся доследственной проверке.

Вячеслав Манацков

Адвокат, заведующий филиалом "ДИКЕ". Юридическая практика с 1997 года. Статус адвоката присвоен в 2007 году. Регистрационный номер 61/3263 в Адвокатской палате Ростовской области

Добавить комментарий

13 − два =