Вы сейчас просматриваете Отмена туров 2022. Права туристов.

г. Ростов-на-Дону,
пер. Братский, 11, оф. 48

Отмена туров 2022. Права туристов

В 2020-2021 годах миллионы россиян лишились запланированного отдыха из-за ограничений, введенных в связи с пандемией коронавируса. 20 июля 2020 г. было принято Постановление Правительства РФ № 1078, которое предписывало туроператорам заменить несостоявшийся тур на равнозначный (те же маршрут, место нахождения гостиницы и её категория, питание), сроки которого определяются соглашением сторон, но не позднее 31 декабря 2021 года. Если клиент отказался от равнозначного тура, ему должны были вернуть деньги также не позднее 31 декабря 2021 года.

В указанный срок туроператоры не справились. Поэтому 2 апреля 2022 г. Правительство продлило период, в течение которого туроператор должен предоставить равнозначный тур или вернуть деньги, – до 31 декабря 2022 г. Это было бы неплохой новостью, т.к. большинство стран ослабило коронавирусные ограничения, однако возникла новая преграда – 36 государств закрыли воздушное пространство для российских самолетов. Следовательно, гражданам, которые купили тур еще в 2020 г., на данный момент могут быть предложены варианты только на территории России, Абхазии, стран СНГ, возможно, Турции, ОАЭ, Египта.

Постановление гарантирует, что в случае увеличения стоимости тура, ничего доплачивать не нужно. Если турист оплатил тур не полностью, то за оставшуюся часть можно платить, исходя из первоначальной цены, установленной до 31 марта 2020 г. Но такое правило действует исключительно при предоставлении равнозначного тура. Как минимум в связи с закрытием 11 аэропортов на юге России и арестами самолетов российских авиакомпаний за границей, маршруты изменятся. Соответственно туристу придется доплачивать.   

Правительство РФ постановило размещать перечень стран, въезд в которые российским туристам ограничен по разным причинам, на официальном сайте Федерального агентства по туризму https://tourism.gov.ru/tourists/informatsiya-dlya-vyezzhayushchikh-za-rubezh/deystvuyushchie-ogranicheniya-po-vezdu-v-inostrannye-gosudarstva/.

В течение 10 рабочих дней со дня размещения указанного перечня туроператор обязан уведомить заказчика или турагента (тогда турагент в течение 5 дней уведомляет заказчика) о невозможности въезда в страну, где планировался отдых, в письменном или электронном виде. Как только въезд снова становится возможным, информация об этом также размещается на сайте Федерального агентства по туризму. И туроператор обязан в течение 10 дней уведомить заказчика или турагентство о снятии ограничений на въезд. После этого заказчик и туроператор/турагент согласовывают новые сроки путешествия.

Здесь следует помнить, что, если туроператор не исполнил обязанность по уведомлению или не предоставил тур в согласованные сроки, он обязан вернуть заказчику деньги в течение 10 календарных дней с момента его обращения с требованием в письменном или электронном виде.

В случае расторжения договора по инициативе заказчика, в том числе если он отказался от равнозначного тура, ему возвращаются деньги не позднее 31 декабря 2022 г. Постановлением также предусмотрено, что при возврате средств туроператор должен заплатить проценты (в размере 1/365 ключевой ставки ЦБ) на сумму неиспользованного тура за каждый календарный день – с момента подачи заявления о расторжении договора до дня возврата денег.

Все сказанное касается перенесенных или отмененных туров, договоры о которых были заключены до 31 марта 2020 г. включительно. Однако многие граждане покупали туристические услуги после указанной даты. На случай отмены таких туров Постановление Правительства РФ № 1078 не распространяется, а новые особые правила еще не приняты.

В 2022 г. многие россияне столкнулись с отменой уже оплаченного тура, причем нередко они узнавали об этом за 3-4 дня до поездки. Некоторые туроператоры размещают памятку для таких случаев, в которой предлагают положить оплаченные деньги на депозит, поменять даты или место тура с доплатой. Но о возможности отказаться от договора и вернуть деньги они нередко умалчивают.

Согласно ч. 6-7 ст. 10 Федерального закона от 24.11.1996 № 132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации», пп. 21-22 Правил оказания услуг по реализации туристского продукта, утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.11.2020 № 1852 невозможность совершения туристом поездки по независящим от него обстоятельствам, относится к существенным изменениям обстоятельств, из которых исходили стороны при заключении договора о реализации туристского продукта. В таком случае каждая из сторон договора вправе потребовать его изменения или расторжения. По смыслу ст. 32 Закона «О защите прав потребителей» и п. 1 ст. 782 Гражданского Кодекса РФ турист вправе отказаться от исполнения договора о реализации туристского продукта в любое время.

Однако Роспотребнадзор обращает внимание на то, что закон “О защите прав потребителей не предусматривает каких-либо инструментов защиты интересов заказчика тура при объективной невозможности его реализации. Так, закрытие воздушного пространства и отказ выдачи виз россиянам являются объективными обстоятельствами, не зависящими от воли сторон договора, в частности от туроператора. Поэтому возврата полной суммы при расторжении договора при таких обстоятельствах не будет, фактически понесённые туроператором или турагентством расходы не подлежат возврату (например, деньги за медицинскую страховку, визовый сбор, авиабилеты с невозвратным тарифом и бронирование отеля с невозвратным залогом).

При этом важно помнить, что туроператор обязан предоставить документальное подтверждение своих расходов – чеки, подтверждение бронирования в отеле, который не возвращает деньги или штрафует в случае отказа заселяться в размере оплаты одной ночи, невозвратные билеты. Кстати, если рейс был отменен либо вылет приходится на период действия запрета полетов по вашему направлению, авиакомпания обязана вернуть деньги за билет. Поэтому все граждане, которые не смогли улететь именно из-за отмены рейсов имеют право на возврат своих денег за авиабилет, даже если тариф изначально был «невозвратный». Правда, когда вернут деньги за авиабилет, сказать сложно. В отличие от РЖД, которые возвращают билеты оперативно (по крайней мере, купленные на официальном сайте или через мобильное приложение ржд), авиакомпании вправе вернуть деньги через три года, но с начисленными процентами за пользование чужими денежными средствами. В нынешних, трудных для авиаотрасли условиях, с возвратом денег будут, скорее всего, затягивать.             

Возврат полной суммы за тур допускается при наличии доказательств угрозы безопасности туристу в стране планируемого отдыха – официальных заявлений МИД РФ и Ростуризма о стихийных бедствиях, масштабных народных волнениях, войне. К примеру, на сайте Ростуризма указано, что при расторжении договора до начала путешествия в Шри-Ланку заказчику возвращается денежная сумма, равная общей цене туристского продукта, а если путешествие уже начато – возвращается часть суммы в размере, пропорциональном стоимости не оказанных туристу услуг.  

Кроме того, согласно ст. 6 Закона «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» турист имеет право на возврат полной стоимости тура в случае невыполнения условий договора по вине туроператора. Например, он не смог забронировать отель, авиабилеты, заполнить чартер, когда этому не препятствовали объективные факторы. Также полный возврат гарантирован, если туроператор не выходит на связь, фактически прекратил свою деятельность. В таких случаях действует специальный механизм – финансовое обеспечение ответственности туроператора. Финансовым обеспечением выступают страхование или банковская гарантия. Узнать информацию о туроператоре, месте его нахождения (адрес), размере финансового обеспечения, наименовании организации, предоставившей финансовое обеспечение, можно на официальном сайте Ростуризма по ссылке https://tourism.gov.ru/operators/. Страховщик обязан выплатить страховое возмещение по письменному требованию туриста или иного заказчика при наступлении страхового случая. По банковской гарантии денежную сумму выплачивают по письменному требованию туриста или иного заказчика после отказа туроператора возместить реальный ущерб, возникший в результате неисполнения туроператором своих обязательств.

Если вдруг денежных средств страховщика или гаранта оказалось недостаточно для возмещения реального ущерба туристу, деньги добирают из Фонда персональной ответственности туроператора. Правда, этот фонд предназначен только для компенсации заграничных туров.

Следует запомнить, что возврат средств за счет страхования, банковской гарантии или Фонда персональной ответственности туроператора допускается только в случае прекращения деятельности туроператора. В остальных случаях, когда туроператор продолжает работу, взыскание происходит в порядке гражданского судопроизводства.

Ростуризм сообщает, что долг туроператоров перед клиентами составляет более 40 млрд руб., и погасить этот долг они не смогут. Говорят об этом намеренно громко, чтобы выторговать гос.поддержку туроператоров либо отсрочку возврата денежных средств клиентам. В условиях массовой отмены туров, конечно, туроператоры буду стараться убедить клиента перенести поездку на другие сроки и/или в другое место. В данный момент приоритетными направлениями в решении проблем туризма являются открытие сообщения с югом России и замена выездного туризма за счет внутренних курортов, а также открытие сообщения с рядом самых популярных направлений за рубежом (Турция, Египет, ОАЭ).

Но если предложенные варианты не устраивают, не нужно принимать навязанные условия.

Сначала следует подать заявление о расторжении договора вместе с требованием вернуть уплаченную сумму. Многие туроператоры, особенно крупные, не хотят участвовать в судебных тяжбах и возвращают оплаченную сумму. Однако не полностью, а за вычетом комиссии на услуги турагента. Турагент – это тот, с кем клиент общается по поводу тура, его условий. То есть фактически это посредник, который помогает выбрать подходящую турпоездку. С одной стороны, турагент выполнил свою работу и не виноват в том, что путешествие не состоялось. С другой стороны, оплата услуг турагента – сфера взаимоотношений турагента и туроператора, которая не касается клиента. Поэтому прежде чем подписывать договор, проверьте, есть ли там пункт об удержании комиссии за услуги турагента. И в любом случае лучше спросить об этом заранее и обсудить данное условие до подписания договора.

Если туроператор ответил отказом вернуть деньги или проигнорировал претензию, по истечении 10 дней можно подавать исковое заявление в суд. К иску необходимо приложить копию договора о реализации туристского продукта, платежные документы, подтверждающие оплату тура, копию заявления о расторжении договора и ответ туроператора (если есть). В иске следует обосновать причину отказа от тура, хотя отказ – безусловное право заказчика, но разъяснить суду свои мотивы нужно. Они могут быть любыми: не нравится предложенный на замену тур, неоправданно завышенная цена, опасение за свою безопасность в стране пребывания, на курорте испортилась погода, деньги требуются на более важные нужды, ухудшение здоровья и т.д.

В просительной части следует указать требования о возврате уплаченной за тур суммы, взыскании неустойки за нарушение срока исполнения требований заказчика в размере 3 % от уплаченной суммы за каждый день просрочки, штрафа в размере 50% от присужденной в пользу истца суммы, компенсации морального вреда, судебных расходов на представителя. Это максимальный запрос, который будет удовлетворен при установлении вины туроператора в срыве путешествия. Так, 02.08.2022 г. Верховный суд РФ, изучая материалы дела о взыскании с туроператора уплаченной за тур суммы, штрафа, неустойки и компенсации морального вреда, обратил внимание на отсутствие вины туроператора в том, что он не успел оформить визу клиенту. Страна, куда собирался турист, продлила сроки изготовления виз до 30 дней, что является исключительно полномочием иностранного государства. Кроме того, клиент попросил вернуть на время переданный турфирме загранпаспорт для оформления брака. Поэтому оснований для взыскания неустойки судьи Верховного суда РФ не усмотрели.

Тем не менее есть смысл указывать максимальные требования, т.к. туроператор должен еще доказать в суде отсутствие своей вины в отмене тура.      

Если Вам нужна юридическая помощь или консультация, обращайтесь:

Филиал “ДИКЕ” Ростовской областной коллегии адвокатов имени Д.П.Баранова

г. Ростов-на-Дону, пер. Братский, 11, 0ф. 48 (1 этаж)

тел. 8 (863) 226-29-67
тел. 8 (928)142-82-77

advokat_manatskov_rostov

Вячеслав Манацков

02.07.2021

Другие публикации автора

Элена Чуклина

помощник адвоката, научный сотрудник ФГБУН «ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ЦЕНТР ЮЖНЫЙ НАУЧНЫЙ ЦЕНТР РОССИЙСКОЙ АКАДЕМИИ НАУК» (ЮНЦ РАН). Юридическая практика с 2012 года.

Добавить комментарий

6 + 12 =