г. Ростов-на-Дону,
пер. Братский, 11, оф. 48

Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ). Практика и тенденции в России

Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ)

Не сомневаюсь, что многие наслышаны о Европейском суде по правам человека. Если вы не поклонник отечественного телевидения, если получаете информацию не только с телеканалов подобных России24 и ему подобных, то периодичность упоминаний ЕСПЧ достаточно велика. Конечно, в 2021 году основная масса новостей о ЕСПЧ связана с делом Навального, его приоритетном рассмотрении и соответствующих требованиях в адрес России. В отличие от государственных медиа, в сети пока еще допустимо произносить фамилию – Навальный, но сегодня не о нем. В этом видео я постараюсь, так сказать, широкими мазками обрисовать, что такое Европейский суд по правам человека, рассказать о его структуре и полномочиях, порядке обращения в суд и порядке исполнения его решений.

Итак, Европейский суд по правам человека (известный также как Европейский суд, Страсбургский суд, ЕСПЧ) – это международный судебный орган по рассмотрению жалоб на нарушение прав человека, основанный в 1959 году и расположенный во французском городе Страсбурге. Европейский Суд является компетентным в рассмотрении жалоб любых физических и юридических лиц, а также государств на нарушение Конвенции о защите прав человека и основных свобод 1950 года, а также дает консультативные заключения по толкованию ее положений.

В настоящее время юрисдикция Страсбургского суда простирается от Рейкьявика в Северной Атлантике до Владивостока на тихоокеанском побережье России. В 47 государствах-членах Совета Европы, признавших компетенцию ЕСПЧ, проживает более 800 миллионов человек. Практически, это все страны Европы включая Россию и Турцию. Однако есть одно исключение. Как вы думаете, какое европейское государство до сих пор не ратифицировало соответствующее соглашение? Правильно – это Республика Беларусь во главе с бессменным лидером. Но, не буду снова скатываться в политику, желающие могут написать в комментариях причины такой его несговорчивости.

Перечень прав и основных свобод человека

Перечень прав и основных свобод человека, предусмотренный Конвенцией 1950 года и Протоколами к ней, на страже которых стоит Европейский суд, достаточно широк и включает в себя список из 21 пункта:

  1. Право на жизнь
  2. Запрещение пыток
  3. Запрещение рабства и принудительного труда
  4. Право на свободу и личную неприкосновенность
  5. Право на справедливое судебное разбирательство
  6. Наказание исключительно на основании закона
  7. Право на уважение частной и семейной жизни
  8. Свобода мысли, совести и религии
  9. Свобода выражения мнения
  10. Свобода собраний и объединений
  11. Право на вступление в брак
  12. Право на эффективное средство правовой защиты
  13. Запрещение дискриминации
  14. Защита собственности
  15. Право на образование
  16. Право на свободные выборы
  17. Свобода передвижения
  18. Право на обжалование приговоров по уголовным делам во второй инстанции
  19. Право на компенсацию в случае судебной ошибки
  20. Право не быть судимым или наказанным дважды
  21. Равноправие супругов.

Как вы можете заметить, на ряд важных прав и свобод человека гарантии не распространяются и соответственно их нельзя защитить в Европейском суде. Так, Конвенция не гарантирует права на труд, на получение жилья, или каких-либо социальных благ, права на поддержание определенного уровня жизни, в том числе на выплату пенсий или пособий определенного размера.

Европейский суд по правам человека уполномочен:

  • признавать факт нарушения прав человека;
  • присуждать компенсацию жертвам; признавать ответчика не исполнившим окончательное решение Европейского суда;
  • выносить консультативные заключения; предписывать ответчику принять определенные меры по устранению нарушений прав человека, указав на характер этих мер.

Последствия признания нарушения прав человека

  • Последствиями для государства признания нарушения прав человека Европейским судом зависят от характера нарушений и могут быть следующие:

    выплата денежной компенсации;
    проведение расследования, если речь идет о потерпевшем в преступлении;
    пересмотр гражданского или уголовного дела;
    изменение законодательства или принятие других общих мер по исправлению ситуации в целом.

  • Последствиями для государства признания нарушения прав человека Европейским судом зависят от характера нарушений и могут быть следующие:

    выплата денежной компенсации;
    проведение расследования, если речь идет о потерпевшем в преступлении;
    пересмотр гражданского или уголовного дела;
    изменение законодательства или принятие других общих мер по исправлению ситуации в целом.

криптовалюта

ЕСПЧ в России

Российская Федерация признала юрисдикцию ЕСПЧ в 1998 г. Уже с 2000 года граждане стали активно обращаться с жалобами на Российскую Федерацию. Самое большое количество поданных жалоб (более 151 тыс.) пришлось на 2011 г. Однако не более 10% от общего числа поданных жалоб рассматриваются Европейским судом по существу. Львиная доля обращений отсеивается ввиду несоблюдения формальных требований либо отсутствия оснований считать, что гарантированные Конвенцией права были действительно нарушены.

В настоящее время наиболее распространены жалобы граждан, связанные с нарушениями прав на свободу собраний и манифестаций, на вызов или допрос свидетелей, жестокое обращение с задержанными, ненадлежащие условия содержания под стражей.

Причем, несмотря на снижение обращений россиян в Европейский суд в 2020 году, Россия сохраняет позицию лидера по количеству ожидающих рассмотрения дел. По состоянию на январь 2021 года в Европейском суде было зарегистрировано 13 645 таких дел. Следом по количеству зарегистрированных дел идут Турция (11 750), Украина (10 408), Румыния (7 561) и Италия (3 469).

Не нужно быть экспертом, чтобы связать столь высокий уровень обращений с ухудшением ситуации в правовой системе России. Значительное же сокращение обращений в 2020 году и, скорее всего, в 2021 году обусловлено ужесточением так называемой правоприменительной практики. Не стану перечислять все громкие политические процессы последнего времени, они и так на слуху.

Однако, ужесточение правоохранительной системы не единственный путь сокращения обращений в ЕСПЧ. Есть более радикальный выход – можно последовать путем Белоруссии и выйти из соглашения по ЕСПЧ. Определенные предпосылки для такого развития событий есть.

Заговорил я о столь печальном вероятном развитии событий не случайно.  Соответствующие темы периодически поднимаются с высоких трибун, на центральных телеканалах и в популярных печатных СМИ. Декламаторы столь радикальной идеи регулярно будоражат неокрепшие умы так называемых «истинных патриотов» и находят среди них благодарную аудиторию.

Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ)

Заговорил я о столь печальном вероятном развитии событий не случайно.  Соответствующие темы периодически поднимаются с высоких трибун, на центральных телеканалах и в популярных печатных СМИ. Декламаторы столь радикальной идеи регулярно будоражат неокрепшие умы так называемых «истинных патриотов» и находят среди них благодарную аудиторию.

В свете сказанного, нельзя не согласиться с председателем ЕСПЧ в том, что последствия в случае возможного выхода России из Совета Европы, и соответственно из-под юрисдикции ЕСПЧ, будут иметь существенное значение для огромного количества людей.

Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ)

Однако, несмотря на широкую поддержку «истинных патриотов» и «глубинного народа», до выхода из Совета Европы мы пока не дошли. Возможно, причина этому в том, что в Азиатский Союз нас вряд ли полноценно примут. Возможно, не все так плохо, как кажется, с интеллектом у сторонников разрыва отношений с Европой. Напишите в комментариях свое мнение, что думаете относительно оригинальности исторического развития России и перспективах отношений с Китаем.

О порядке подачи жалобы в Европейский суд

При подаче жалобы важно соблюсти все необходимые требования. Согласно п. 1 ст. 35 Конвенции Европейский суд примет жалобу только после того, как были исчерпаны все эффективные внутренние средства правовой защиты. Право определять, является ли национальное средство защиты эффективным, принадлежит Европейскому суду. В определенных исключительных случаях обращение в национальные суды может не потребоваться.

Применительно к России, ответить на вопрос о том, после какой инстанции в общем случае можно обращаться в Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ), необходимо следующим образом:

по гражданским делам, рассматриваемым по правилам, предусмотренным гражданским процессуальным кодексом, арбитражным процессуальным кодексом, а также по делам из публичных правоотношений, разрешаемым по кодексу административного судопроизводства жалобу в Европейский суд по правам человека следует подавать в течение 6 месяцев после кассационного определения Верховного суда РФ;

по уголовным делам, а также делам об административных правонарушениях жалобу в ЕСПЧ необходимо подавать в течение 6 месяцев после суда апелляционной инстанции.

Жалоба должна соответствовать требованиям, предусмотренным в ст. 47 Регламента Европейского суда. Сначала необходимо заполнить формуляр жалобы. Скачать формуляр, а также инструкцию по его заполнению можно на сайте суда. В формуляре указываются следующие сведения:

данные о заявителе (ФИО, дата рождения, гражданство, адрес); наименование государства-ответчика;
краткое и легкочитаемое изложение фактов;
краткое и легкочитаемое изложение предполагаемого нарушения или нарушений Конвенции и соответствующих аргументов;
/краткое и легкочитаемое заявление о соблюдении условий приемлемости, установленных п. 1 ст. 35 Конвенции (об исчерпании всех внутренних средств защиты и соблюдении 6-месячного срока).

Указанные сведения должны быть достаточными и ясными, чтобы Суду не пришлось обращаться к другим документам. При этом допускается приложить дополнение с более подробным изложением обстоятельств дела, но не более чем на 20 страницах. К жалобе необходимо приложить:

копии относящихся к делу документов, в том числе судебных и иных решений, связанных с предметом жалобы;
копии документов и решений, подтверждающих соблюдение условий приемлемости, установленных пунктом 1 статьи 35 Конвенции;
при необходимости, копии документов, касающихся разбирательства или урегулирования в любых других международных органах.

Жалобу можно написать на русском языке, однако в дальнейшем, если она будет принята к рассмотрению, переписка будет вестись на английском или французском языке. По специальному ходатайству Суд может разрешить заявителю и в дальнейшем использовать официальный язык одного из государств-участников. В нашем случае – это русский язык. В таком случае, прилагаемые к жалобе и переписке с Судом документы не потребуется переводить на английский или французский язык.

Заполнить формуляр жалобы можно попробовать самостоятельно, но после того, как Правительство государства-ответчика будет уведомлено о жалобе, понадобится адвокат для представления Ваших интересов. Пошлина за подачу жалобы в ЕСПЧ не уплачивается. Оплатить придется только личные расходы: гонорар адвокату, расходы на сбор материалов и переписку. В случае принятия решения в пользу заявителя Суд может взыскать расходы заявителя на государство-ответчика.

Председатель Палаты, рассматривающей дело может по просьбе заявителя или по своей инициативе освободить заявителя от оплаты юридической помощи, связанной с ведением дела, с момента получения от государства-ответчика письменных объяснений по вопросу о приемлемости жалобы или с момента истечения срока их подачи.

Однако освобождение от оплаты юридической помощи производится только в тех случаях, когда председатель Палаты убежден, что это необходимо для надлежащего ведения дела и что заявитель не располагает достаточными средствами для полной или частичной оплаты соответствующих расходов. Недостаточность средств у заявителя для полной или частичной оплаты расходов на адвоката подтверждается декларацией, в которой заявитель указывает свой доход и имущественные активы, а также финансовые обязательства в отношении иждивенцев и иных финансовые обязательства.

Исполнение постановления ЕСПЧ

Исполнение решения ЕСПЧ обычно выражается в таких формах, как:

– выплата заявителю денежной компенсации;
– внесение изменений в законы;
– пересмотр вынесенного в России судебного решения ввиду новых обстоятельств.

Выплата присужденных компенсаций, хоть и с задержками, но в большинстве случаев выполняется. К примеру, Комитет министров Совета Европы сообщил, что в 2019 году Россия стала лидером по сумме выплаты компенсаций, всего было выплачено более 28 млн евро.

Иная ситуация обстоит с решениями ЕСПЧ, требующими системных изменений в законодательстве и правоприменительной практике, например, связанных с проведением собраний и митингов, незаконным задержанием, условиями содержания под стражей и т.п. Несмотря на контроль Кабинета Министров Совета Европы, исполнение таких решений затягивается на годы или вообще не исполняется.

Однако так или иначе российским властям приходится выполнять большинство требований ЕСПЧ. Так, в 2020 г. ЕСПЧ положительно оценил изменения, внесенные в 2019г. в закон «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» в части установления права на компенсацию в денежной форме за нарушение условий содержания под стражей. Теперь, основанием для выплаты компенсации является судебное решение, принятое в порядке административного судопроизводства. Перспективы подобного решения довольно туманны, однако, как бы то ни было, такая правовая норма теперь существует.

И, возвращаясь к сказанному ранее. Всегда были и будут постановления ЕСПЧ, которые российские власти категорически отказываются исполнять и прямо заявляют об этом. В 2015 г. были внесены изменения в федеральный конституционный закон «О Конституционном Суде Российской Федерации», благодаря которым Конституционный суд РФ получил право рассматривать вопрос о возможности или невозможности исполнения решений ЕСПЧ по жалобе против России. После этого в 2016 г. Конституционный суд разрешил не исполнять решения ЕСПЧ по делу «Анчугов и Гладков против России», а в 2017 г. – решение ЕСПЧ по делу ЮКОСа.

В 2020 г. в ст. 79 Конституции Российской Федерации было введено положение о том, что решения межгосударственных органов, противоречащие Конституции РФ, исполнению не подлежат. По сути, данной поправкой закреплено то, что было сделано еще в 2015 г. Предположу, что в некоторых особых случаях Россия демонстративно не будет исполнять решение ЕСПЧ, признав его противоречащим Конституции РФ. Не думаю, что найдутся противники того, что такими особыми случаями будут «политические дела». Однако, при наличии желания поспорить, добро пожаловать в комментарии.

Справедливости ради стоит отметить, что другие государства также могут игнорировать решения ЕСПЧ, в случае если они противоречат их национальному законодательству.

Вместе с тем, гражданам и организациям по-прежнему следует обращаться в ЕСПЧ, если внутригосударственные способы защиты прав не помогли. Шанс восстановить нарушенные права и получить справедливую компенсацию по решению ЕСПЧ достаточно высок.

Кроме того, рассмотрение жалобы в ЕСПЧ вызывает общественный резонанс, активно освещается в СМИ, и тем самым уже влияет на положение заявителя. Нередко российская власть прибегает к мирному урегулированию проблемы заявителя еще до вынесения Судом постановления. Однако для получения положительного результата нужно пройти через тернии европейской бюрократии. И без профессиональной юридической помощи едва ли что-то получится.     

Пропуск срока обращения в ЕСПЧ

Ранее отмечалось, что срок для обращения в ЕСПЧ установлен равным 6 месяцам с даты вынесения национальными органами окончательного решения по делу. В случае, если по какой-то причине полугодовой срок обращения в ЕСПЧ был пропущен, то остается вариант обратиться в другой международный орган – Комитет ООН по правам человека. Комитет вправе рассматривать индивидуальные сообщения о предполагаемых нарушениях прав, закрепленных в Международном пакте о гражданских и политических правах.

В случае установления факта нарушения гражданских или политических прав, Комитет вступает в диалог с государством-ответчиком о необходимости принятия надлежащих мер. Если обжалуются судебные решения, то возможен их пересмотр ввиду новых обстоятельств. При этом следует помнить, что компенсации Комитет ООН не присуждает. Прямого механизма реализации решений Комитета ООН по правам человека в законодательстве не существует. Поэтому лучше не пропускать сроки и подавать жалобу именно в Европейский суд по правам человека.

Если Вам нужна юридическая помощь или консультация, обращайтесь:

Филиал “ДИКЕ” Ростовской областной коллегии адвокатов имени Д.П.Баранова

г. Ростов-на-Дону, пер. Братский, 11, 0ф. 48 (1 этаж)

тел. 8 (863) 226-29-67
тел. 8 (928)142-82-77

advokat_manatskov_rostov

Вячеслав Манацков

02.07.2021

Другие публикации автора