Вы сейчас просматриваете Статьи 6.3 и 20.6.1 КоАП РФ. Методические рекомендации МВД и обзор судебной практики ВС РФ

Квалифицированная юридическая помощь по гражданским и уголовным делам – Филиал “ДИКЕ” Ростовской областной коллегии адвокатов им. Д.П.Баранова.
Задавайте вопросы вопросы в форме обратной связи или на электронную почту, в комментариях на страницах сайта и канала YouTube https://www.youtube.com/user/Manatskov75. в существующих мессенджерах, а также чатах социальных сетей Instagram, Facebook, ВКонтакте, Twitter
Тел.: +7-928-142-82-77 или 8 (863) 226-29-67, адрес: Ростов-на-Дону, пер. Братский, 11, оф. 48 (1 этаж)

Сегодня накал страстей по поводу ограничения граждан на свободу передвижения и привлечения к административной ответственности за нарушение карантинных мер несколько снизился. В первую очередь это связано с ослаблением контроля за соблюдением введенных ограничений. На фоне роста количества заразившихся, такие действия правоохранителей выглядят несколько непоследовательными. Думаю, что в ближайшее время властные органы ужесточат как ограничительные меры, так и контроль за их соблюдением.

В своих видео я неоднократно обращался к теме привлечения граждан к административной ответственности по статье 6.3 и статье 20.6.1 Кодекса Российской Федерации об административной ответственности. В них я объяснял соответствующие нормы закона, вводимые ограничения и порядок оформления протоколов за их нарушение. Указанные видео не утратили актуальности, при желании вы можете ознакомиться с ними на канале, по ссылкам в описании или подсказкам. При этом на момент их публикации отсутствовали соответствующие разъяснения Министерства внутренних дел Российской Федерации. Судебная практика складывалась неоднозначная. Причем противоречивые решения выносились не только в судах разных регионах. Имеются случаи вынесения противоположных решений по практически одинаковым обстоятельствам в одном районном суде.

В настоящее время Центральным аппаратом МВД РФ и региональными управлениями изданы методические рекомендации по применению сотрудниками полиции статей 6.3 и 20.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Так, 14 апреля 2020 года Главным управлением МВД Росси по Ростовской области в адрес подразделений направлены:

– алгоритм действий сотрудников органов внутренних дел, направленный на профилактику и предотвращение распространения новой коронавирусной инфекции в период действия ограничений;

– методические рекомендации по применению сотрудниками полиции новых положений Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, введенных в следствие необходимости экстренного реагирования на вызовы, связанные с распространением новой коронавирусной инфекции.

Также, на этой неделе в моем распоряжении оказался проект Обзора Верховного Суда Российской Федерации по отдельным вопросам судебной практики, связанной с применением законодательства и мер по противодействию распространению на территории Российской Федерации новой коронавирусной инфекции (COVID-19). Как следует из текста проекта, разъяснения готовятся в целях обеспечения единства судебной практики озвученной тематики, в том числе в части привлечения граждан к административной ответственности по статьям 6.3 и 20.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Мне достоверно не известно, является ли названный проект обзора Верховного суда подлинным документом. Естественно, на сайте Верховного Суда не публикуются проекты постановлений. Однако его содержание исполнено в соответствии с  нормами закона, а источник информации вызывает доверие.

Поэтому имеет смысл вернуться к теме привлечения граждан к административной ответственности по статьям 6.3 и 20.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в свете названных Методических рекомендаций и имеющегося обобщения судебной практики. В настоящем видео не буду полностью повторять содержание предыдущих роликов. В них я рассказывал, как на законных основаниях можно избежать наложения достаточно крупных штрафов. С указанными видео и названными документами можно ознакомиться по ссылками в описании.

При этом необходимо отметить, что в целом содержание названных методических рекомендаций и обобщения судебной практики сводится к тому, что за нарушение режима самоизоляции гражданин подлежит привлечению к административной ответственности по статье 20.6.1, а за нарушение режима изоляции гражданин подлежит привлечению по статье 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Однако, имеет смысл напомнить нормативную базу, применяемую правоохранительными органами и судами.

Полномочия государственных органов, в том числе региональных, по введению режима повышенной готовности, а также порядок введения ограничительных мер и установления правил поведения регламентированы  Федеральным законом “О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера” и Федеральным законом «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».

Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 18 марта 2020 г. № 7 главам регионов Российской Федерации поручено принять меры по введению режима повышенной готовности, а также в течение 14 дней обеспечить изоляцию лиц, прибывающих на территорию Российской Федерации.

Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 30 марта 2020 г. № 9 главам регионов Российской Федерации в числе других мер поручено обеспечить введение ограничительных мероприятий, включая режим изоляции и самоизоляции.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 апреля 2020 г. № 417 утверждены Правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации.

На сегодня режим повышенной готовности введен во всех субъектах Российской Федерации на основании решений глав регионов. В Ростовской области такой режим установлен с 17 марта 2020 года на основании распоряжения губернатора № 43.

Постановлением Правительства Ростовской области от 5 апреля 2020 года № 272 на территории области введены соответствующие ограничения, в том числе режим самоизоляции.

В каких случаях граждане подлежат привлечению к административной ответственности по части 1 статьи 20.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях?

Состав правонарушения возникает при невыполнении гражданином правил поведения при введении режима повышенной готовности или в зоне чрезвычайной ситуации.

Согласно Правил, утвержденных Правительством Российской Федерации, граждане обязаны выполнять законные требования должностных лиц, осуществляющих мероприятия при угрозе возникновения чрезвычайной ситуации. Гражданам запрещается осуществлять действия, создающие угрозу собственной безопасности, жизни и здоровью, а также осуществлять действия, создающие угрозу безопасности, жизни и здоровью, санитарно-эпидемиологическому благополучию иных лиц.

Правилами, утвержденными Правительством Ростовской области, установлен режим самоизоляции граждан, в том числе ограничено право на свободу передвижения.

Таким образом, граждане подлежат привлечению к административной ответственности по части 1 статьи 20.61 КоАП РФ за нарушение режима самоизоляции. Иными словами, если гражданин находился на расстоянии более 100 метров от дома или передвигался на автомобиле в отсутствие надлежащих оснований.

Кто подлежит привлечению к административной ответственности по части 2 статьи 6.3 КоАП РФ в связи с угрозой распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19)?

Указанной нормой закона установлена административная ответственность граждан за невыполнение законного предписания или требования должностного лица, осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, выданного в том числе при возникновении угрозы распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 января 2020 г. № 66 коронавирусная инфекция (2019-nCoV) внесена в Перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих.

В соответствии с частью 1 статьи 33 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» подлежат обязательной госпитализации или изоляции:

больные инфекционными заболеваниями, если они представляют опасность для окружающих;

лица с подозрением на такие заболевания;

контактировавшие с больными такими заболеваниями.

Согласно пункту 2 статьи 50, пункт 6 части 1 статьи 51  Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» главные государственные санитарные врачи и их заместители наделяются полномочиями выносить мотивированные постановления и предписания о госпитализации или об изоляции указанных лиц.

Соблюдение санитарных правил, санитарно-противоэпидемических мероприятий является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц согласно части 3 статьи 39 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», а также согласно пунктов 1.3, 2.6, 2.7, 10.1, 13.1  Санитарно-эпидемиологических правил СП 3.1/3.2.3146-13 «Общие требования по профилактике инфекционных и паразитарных болезней», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 16 декабря 2013 г. № 65.

Исходя из толкования приведенных норм привлечению к административной ответственности по части 2 статьи 6.3 КоАП РФ в связи с угрозой распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) подлежат:

лица, с подтвержденным диагнозом или с подозрением на заболевание, а также контактировавшие с ними;

лица, прибывшие на территорию Российской Федерации;

в случае, если они уклоняются от лечения или нарушают санитарно-противоэпидемический режим, а также не выполняют предписание или требование должностного лица, осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор.

Так, например, по части 2 статьи 6.3 КоАП РФ подлежат квалификации действия физического лица, прибывшего на территорию Российской Федерации и нарушившего требования по изоляции в домашних условиях. Режим изоляции таких лиц установлен подпунктом 2.3 пункта 2 постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 18 марта 2020 г. № 7 « Об обеспечении режима изоляции в целях предотвращения распространения COVID-2019».

Кто уполномочен составлять протоколы об административных правонарушениях?

Согласно закону, право составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных частью 1 статьи 6.3 и частью 1 статьи 20.6.1 КоАП, предоставлено:

– должностным лицам органов внутренних дел (полиции) (пункт 1 части 2 статьи 28.3 КоАП РФ);

– должностным лицам органов, осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор (пункт 19 части 2 статьи 28.3 КоАП РФ), то есть врачам Роспотребнадзора.

Естественно, что основная масса протоколов оформляется и будет оформляться сотрудниками полиции – это патрульные Патрульно-постовой службы и инспекторы Дорожно-постовой службы. В своей деятельности они должны следовать нормам Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, Федерального закона «О полиции» и подзаконным актам, в том числе приказам вышестоящих начальников, административным регламентам и другим. В своих видео я неоднократно говорил, о том что не стоит провоцировать конфликт с сотрудником и доказывать ему незаконность предъявляемых требований. Не забывайте, что сотрудник полиции лишь исполнитель воли вышестоящих начальников. О порядке общения с сотрудником в других видео на канале. В случае, если действия сотрудника полиции незаконны, лучше выяснять отношения в суде, максимально отразив свое видение ситуации в протоколе.

Какой срок давности привлечения к административной ответственности?      

Административные правонарушения, предусмотренные статьями 6.3 и 20.6.1 КоАП, являются длящимися. Поэтому, в соответствии с частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ, срок давности исчисляется с момента оформления протокола и  составляет:

в случае привлечения к ответственности по статье 6.3 КоАП РФ – 1 год;

в случае привлечения к ответственности по статье 20.6.1 КоАП РФ – 3 месяца.

По истечении указанных сроков, суд или должностное лицообязаны прекратить дело об административном правонарушении.

Кто рассматривает дела об административных правонарушениях?

Административные дела по статьям 6.3 и 20.6.1 КоАП рассматриваются судьями районных судов по месту выявления таких правонарушений. Иными словами – это место оформления протокола. Причем административное дело по статье 6.3 может быть рассмотрено с использованием систем видео-конференц-связи (статья 29.14 КоАП РФ).

Какое наказание в случае привлечения к административной ответственности по части 1 статьи 20.61 КоАП РФ?

Санкция части 1 статьи 20.61 КоАП РФ предусматривает предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до тридцати тысяч рублей. Наказание в виде предупреждения может быть назначено в зависимости от конкретных обстоятельств дела об административном правонарушении. Иными словами, если причина вашего нарушения – более-менее обоснована, то в суд, вероятно, привлечет к административной ответственности в виде предупреждения. Если же в протоколе будет указано, что гражданин распивал алкогольные напитки, находясь на расстоянии более 100 метров от дома, то рассчитывать на снисхождение суда не стоит.

Санкция части 2 статьи 6.3 КоАП РФ предусматривает наказание для гражданина от 15 до 40 тысяч рублей. В случае повторного нарушения размер штрафа составит от 150 до 300 тысяч рублей. В административном производстве суд лишен возможности назначать наказание в размере менее, чем предусмотренного законом. Поэтому при привлечении гражданина по части 2 статьи 6.3 суд не имеет возможности назначить наказание менее 15 тысяч рублей, по третьей части указанной статьи менее 150 тысяч рублей.

Как исчисляется срок вступления в силу постановления по делу об административном правонарушении?

Постановление районного суда по делу об административном правонарушении вступает в законную силу по истечении десяти суток со дня вручения или получения копии постановления, если не было обжаловано или опротестовано (пункт 1 статьи 31.1, частью 1 статьи 30.3 КоАП РФ).

Соответственно в течение десяти дней гражданин вправе обжаловать постановление районного суда в вышестоящий суд – областной, краевой или республиканский. Образец жалобы в описании к видео.

В свете указов президента о выходных днях до 30 апреля 2020 года и в связи с соответствующим режимом работы судов возникает закономерный вопрос. Как исчисляются сроки обжалования постановления о привлечении к административной ответственности?

В соответствии с частью 3 статьи 4.8 КоАП РФ срок, исчисляемый днями, истекает в последний день установленного срока, при этом если окончание срока, исчисляемого днями, приходится на нерабочий день, последним днем срока считается первый следующий за ним рабочий день.

Таким образом, следуя закону, последний день обращения с жалобой на постановление районного суда по делу об административном правонарушении, рассмотренном в период выходных дней, будет первый рабочий день, то есть – 4 мая 2020 года. Однако, в связи со экстраординарной ситуацией и отсутствием сложившейся судебной практики, лучше не ждать указанной даты, а подать жалобу в течение десяти календарных дней со дня вынесения постановления по делу. Как обратиться в суд в условиях установленных ограничений в предыдущих видео.

При этом закон допускает возможность восстановления срока в случае его пропуска по ходатайству лица, подающего жалобу. Ходатайство заявляется в письменной форме должно содержать ссылку на уважительность причин пропуска срока. Ходатайство о восстановлении пропущенного срока может содержаться как в тексте жалобы на постановление по делу об административном правонарушении, так и быть подано в виде самостоятельного документа. Образец ходатайства о восстановлении срока и образец жалобы на постановление по делу по ссылке в описании к видео или на сайте.

При этом ходатайство должно содержать указание на уважительность причин пропуска срока. Уважительными причинами могут быть признаны обстоятельства, которые объективно препятствовали или исключали своевременную подачу жалобы, например, нахождение лица на лечении в медицинском учреждении, применение к лицу изоляционных мер различного характера в порядке, предусмотренном законодательством в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения или мер ограничительного характера, примененных в соответствии с законодательством о защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Вячеслав Манацков

Адвокат, заведующий филиалом "ДИКЕ". Юридическая практика с 1997 года. Статус адвоката присвоен в 2007 году. Регистрационный номер 61/3263 в Адвокатской палате Ростовской области

Добавить комментарий

один × один =